Перун

 

Матерью Перуна была Лада, –

покровительница Руси, верховное женское божество; она заведовала семейными отношениями, деторождением, любовью и весной. Берегиня и хранительница домашнего очага, она стала символом женской красы, не столько физической, сколько внутренней, духовной.

Отец  Перуна,  — Сварог,

умелый кузнец, который собственноручно выковал Землю. Именно он стал прародителем всех других божеств, которым поклонялись славяне.

В ненастный день, когда раскаты грома сотрясали землю, и устрашающие молнии пронизывали небесный свод, родился Перун. Эти силы природы стали для младенца лучшей колыбельной: только во время грозы он сладко спал, не доставлял лишних хлопот. Когда маленький Перун немного подрос, он бегал с молниями наперегонки и пытался перекричать гром.  А став  взрослым, он научился контролировать эти силы природы, управлять ими. Закалённый отцом работой в кузнице, он полюбил оружие, которое ковалось. Поэтому он взял на себя задачу оберегать доблестных воинов во время битвы.

Перуна представляли, как солидного мужчину лет 35–40 с золотыми усами и бородой,  блестевшими как  молнии. Волосы его  были чёрными, с серебристой проседью цвета грозовой тучи, они клубились вокруг его лица.

Клименко Андрей. ПЕРУН

По небу Бог передвигался на огромной колеснице: грохот её колёс был тем громом, который устрашал людей на Земле. Символ Перуна – чёрно-белая сорока, поэтому его божественный транспорт был запряжён не только крылатыми лошадями, но и этими птицами.

Громовержец представал перед людьми в разных обличьях. Например, в образе грозного быка Тура, неприкосновенного животного, охраняемого Перуном.

Божество изображали в красном развевающемся по ветру плаще: это одеяние впоследствии стало главной отличительной чертой образа древнерусского князя.

Как и все боги славян, Перун имел собственные знаки, связанные с его характером и деятельностью. Например, могучий дуб.

Древние славяне в летописях документировали ритуалы, частью которых было это дерево: обычно самое высокое в округе, с толстыми ветками и густой макушкой. Возле него совершали жертвоприношения в честь Перуна: убивали петухов, оставляли куски мяса, втыкали в землю стрелы.

 

Ирис небесного цвета использовался в обрядах, связанных с божеством и был частью капища, где размещали идола. Делали его в форме ириса, лепестки которого плавно опускались на землю и дополнялись на концах ямами. В этих углублениях горел священный огонь, а в середине чашечки находилась статуэтка Перуна.

Посвящён богу и цвет папоротника. Мифический элемент искали в ночь на Ивана Купалу. Тому, кто сумел бы преодолеть все опасности и отыскать его в дремучих зарослях, Перун должен был подарить несметные сокровища.

Известный знак Перуна –грозовик. Это символ, похожий на Солнце.

От центра отходят шесть лучей, направленных в разные стороны. Знак часто рисовали над входной дверью дома. Он  защищал родные стены от нечисти и дурного глаза. С этой же целью его вырезали на ставнях и кровлях. Женщины вышивали символ в виде цветка: такие «рушники» давали мужчинам в военный поход, чтоб оградить их от вражеских мечей и стрел, наделить силой и мужеством. Позже этот знак   трансформировался и стал похож на колесо –  как часть колесницы громовержца.

Главное оружие бога —  топор, с изображениями Грома и Солнца, обладающий чудесной силой.

Вставленный в косяк двери, , он также служит оберегом жилища, препятствует проникновению внутрь злых сил, бед и несчастий.

День недели Перуна – четверг, во время которого славяне ему поклонялись и устраивали жертвоприношения. Проводя ритуалы, люди просили у божества возможности поменять жизнь к лучшему. Идеально, если  в это время растущая луна: она ускоряет шаги в нужном направлении, содействуя всему процессу.

Как и другие боги славян, Перун покровительствовал миру флоры и фауны. Кроме дуба, ириса, папоротника, быка и сороки, под его охраной пребывали волки, вепри, гнедые кони, также гриб-боровик, горох и овёс.

Цифра божества – 4, металл – олово, камень – лазурит, сапфир. Планета солнечной системы – Юпитер, под влиянием которой растут богатые урожаи, скот даёт приплод.

Игорь Ожиганов. ПЕРУН

Поскольку Перун был громовержцем, он умел вызывать сильные грозы.  Он не только метал молнии в своё удовольствие: с их помощью он наказывал людей, которые его прогневали. Обычно неугодные сгорали живьём на месте. Те, кому удавалось выжить, считались почти святыми. Счастливчиков называли «помеченными Перуном», ведь после инцидента у них обычно открывались скрытые магические силы, знахарские умения и экстрасенсорные возможности. Да и сам Перун – бог грома и молний – был превосходным магом. Он летал по небу в колеснице, умел перевоплощаться в разных животных, птиц, людей. По своему желанию создавал призрачных существ, которых посылал к смертным с определённой миссией. Кроме того, Перун обладал огромной физической силой, недаром его сравнивали с дубом, и славяне никогда не рубили эти деревья. Тот дуб, в который попала молния, они почитали вдвойне: вырезанные из его ствола жезлы и палицы считались лучшим оружием не только в битве со смертными врагами, но и с магическими существами из загробного мира Нави.

Врагами божества были тёмные сущности, которые пытались проникнуть из загробного мира в жизнь людей чтобы навредить им, принести зло. Перун убил треглавого змея, пытавшегося похитить его возлюбленную Диву. Чтоб одолеть противника, он даже переступает через свою гордыню и объединяет усилия с отцом девушки – своим давним противником, богом Велесом. После свержения чудовища Перун обручился с прекрасной Дивой, от этого союза рождается отважная Девана – богиня охоты, жена покровителя лесов Святобора. Перун и Велес постоянно соперничали между собой: то они не могли поделить стада животных, то доказывали, кто более сильный и могущественный. Это не было  враждой, скорее, это история двух братьев, которые делают один другому мелкие пакости, при этом сохраняя уважение и даже испытывая скрытую родственную любовь. Кстати, Велес был богом циклического движения. У людей он ассоциировался с медведем, обладающим сильными магическими способностями.

Первый подвиг

Именно он возвысил Перуна до небывалых высот в божественном пантеоне. Боги славян  были неравнодушны к битвам и сражениям. Своё боевое крещение громовержец прошёл во время схватки с уродливым Скипетром – наполовину змеем, наполовину скорпионом. Свергнув его, он заслужил уважение высших сил и простых смертных. После этого последовали и другие битвы Перуна: он убивал детей Чернобога, злобного властелина тёмных сил, одолевал грифонов и василисков. За неукротимое бесстрашие и безграничную ярость его сделали главным защитником миров людей и богов – Яви и Прави. Лучами своей славы Перун  затмил даже отца и деда – Сварога и Рода. И это закономерно: Перун был покровителем дружинников. А Русь, как и другие страны,  большую часть своей истории находилась в состоянии кровопролитной войны, поэтому Перуна ублажали дарами и жертвами регулярно и щедро.

День бога Перуна — 20 июня. В этот день мужчины чистили оружие – топоры, секиры, ножи, копья – и шествовали с ними главными улицами города, распевали ритуальные песни, которые прославляли божество, шли до опушки леса,  к капищу.  Здесь, зарезав петуха или быка, люди окропляли их кровью принесённые доспехи и оружие – считалось, что после ритуала оно благословлено самим богом на победную войну. Ею мазали головы дружинников, чтоб оградить их от смерти в неравном бою. Когда обряд заканчивался, воины возвращались в город, где на главной площади проходили постановочные бои Велеса и Перуна, из которых последний неизменно выходил победителем. Божеству готовили множество подарков, которые складывали в ладью и поджигали. Пепел закапывали, после чего садились за праздничный стол. Жрецы советовали воинам эту ночь проводить с женщинами, так как они должны быть победителями не только на поле боя. Также на Перунов день люди вызывали дождь: обливали выбранную девушку водой, чтоб их урожай не уничтожила летняя засуха.

 

Служение Перуну   — волхование, или жрение. Совершали ритуалы и обряды тспециально наученные люди, которым от рождения пророчили эту роль. Называли их волхвами или жрецами. В некоторых летописях говорится о том, что в их роли часто выступали князья или другие высокопоставленные особы. В почётную касту также попадали мальчики, к которым переходило это звание по наследству, а также юноши, одарённые необычными способностями. Языческие боги древних славян всегда имели высшего жреца, который был связующим звеном между высшими силами и народом. Верховному жрецу прислуживали другие волхвы, находящиеся на этой иерархической лестнице на ступеньку ниже. В их обязанности входило поддерживать жертвенный огонь в языческих храмах, организовывать и проводить обряды жертвоприношения, ходить по деревням и рассказывать о могуществе божества. К жрецам часто за помощью обращались люди. Они приносили дары и просили волхва замолвить за них словечко перед Перуном: исцелить от ран, полученных в бою, наделить неуязвимостью к вражеским стрелам, сделать мужественным и сильным родившегося младенца.

На закате языческой эры громовержца особенно чтили. В каждом доме висел оберег Перуна в виде маленького топорика или коловорота.  Князь Владимир, перед тем как окрестить Русь, приказал поставить огромного истукана, изображавшего божество, в самом центре Киева, недалеко от княжеских палат. Позже, когда он перенял новую веру и начал распространять христианство на всех русских землях, приказал бросить идола в реку. Люди, которые были воспитаны на языческих традициях, долго бежали по берегу и кричали вслед уплывающей статуе: «Батюшка Перун, выдубай!» («выдубай» означало – выплывай).

Славянское имя Перун (праслав. *Perunъ) происходит от глагола *perti, *pьrǫ «ударять, бить» (ср. рус. переть, болг. пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ (ср. бегун, прыгун и так далее),  и имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В славянских языках есть идентичные слова, обозначающие гром и молнию — рус. перун «молния», укр. перун, белор. пярун, польск. piorun «гром».

Ряд учёных сопоставляет имя Перуна с именами Громовержца (и прочих богов) у других индоевропейских народов — с лит. Perkūnas, латыш. Pērkons, др.-инд. Parjánya, хетт. Pirwa- и др.  Эти слова восходят к одному корню *per, однако имя Громовержца у балтов и индоариев имеет ещё  суффикс -k-, которого нет в славянском *Perunъ. Поэтому лит. Perkūnas, латыш. Pērkons и др.-инд. Parjánya восходят к праиндоевропейскому названию дуба — *perkṷu-, ведь дуб является священным деревом Громовержца. В славянских языках это слово не сохранилось, поскольку ещё в древности было табуировано в силу сакральности. Помимо дуба, имя Громовержца в индоевропейской перспективе сравнивают ещё и с названием возвышенности — готск. fairguni «гора», хетт. perunas «скала», др.-инд. párvata- «гора». Всё это позволяет реконструировать связь индоевропейского Громовержца с дубовой рощей на вершине горы, куда ударяет молния.

О культе Громовержца у славян сообщал Прокопий Кесарийский (VI век):

…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.

Апокрифическая «Беседа трёх святителей» называет Перуна, наряду с Хорсом, ангелом грома и молнии, что ещё раз подтверждает его сущность громовержца.

Первые сведения о Перуне с упоминанием его имени появляются в «Повести временных лет». В частности, клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами, заключённых после походов в 907, 945 и 971 годах.

Вот фрагмент договора 945 года:

И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… много их есть некрещёных, да не получат они помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в следующих.

Далее описывается, как при заключении договора русь-язычники клянутся, положив свои щиты, обнажённые мечи, обручи и прочее оружие. Позже князь Игорь был приведён к присяге греческими послами — он пришёл со своими людьми-язычниками на холм, где стоял Перун, и они сложили своё оружие, щиты и золото, и присягнули.

В договоре 971 года сказано :

А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием.

Перун действительно был для варягов-руси «своим богом», покровителем князя и дружины. Вполне вероятно, что чисто славянский бог Перун заменил для них скандинавского Тора, тоже Громовержца.

Перун упоминается в летописном рассказе о так назваемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:

И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.

Таким образом, в центре Киева, недалеко от резиденции князя, на холме был установлен деревянный антропоморфный идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Перун в данном списке упоминается на первом месте, поэтому можно считать, что он стал во главе общерусского языческого пантеона, установленного Владимиром. Некоторые исследователи полагают, что первоначально в летописи упоминался один лишь Перун, а имена остальных божеств являются позднейшей вставкой (стало быть, на холме в Киеве был установлен только один идол — Перуна). Как бы то ни было, целью реформы действительно была установка общегосударственного культа верховного божества. И неслучайно, что это божество покровительствовало князю и дружине — в молодом формирующемся Древнерусском государстве князь и дружина насущно нуждались в укреплении своих позиций. В рамках той же языческой реформы идол Перуна был установлен и в Новгороде дядей Владимира, Добрыней: «и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».